⚡2000 км – столько мы преодолели, причем не только по дорогам, но и по Ладожскому озеру и Финскому заливу.
⚡16 маяков Ленобласти нам удалось посмотреть. Правда, не ко всем их них получилось подобраться поближе из-за труднодоступности.
⚡10 смотрителей рассказали нам свои истории.
⚡3 отдельных выезда сделала наша команда во время проекта.
Какой город России можно смело назвать самым “маячным”? Конечно же, Санкт-Петербург! Ведь Петр I задумывал город именно как морскую столицу. Сегодня вокруг Петербурга есть около 30 маяков. И все они не только работают до сих пор, но и остаются реальными стратегическими – а следовательно – закрытыми объектами! Просто так на них не попасть.
Первый этап экспедиции: маяк Стирсудден
У нас на повестке дня береговые маяки Финского залива. Мы побывали на 147-летнем маяке Стирсудден.
Но самое интересное здесь - после маяка, конечно - это небольшой музей в одноэтажном розовом домике прямо напротив Стирсуддена. Экспозиция занимает одну комнату. Самый интересный и необычный ее экспонат — большая карта, на которой отмечены все маяки Финского залива, а также представлены их модели.
Затем мы поднялись на сам Стирсудден, что в переводе со шведского означает «указывающий мыс». За стеклом виднелась кроны деревьев и море, что находилось примерно в километре от нас.
Интересно, что эта возвышенность упоминается ещё в документах времен Петра I. 17 августа 1719 года адмирал Крюйс доносил государю, что "сего утра капитан Эдвард Лейн на Выборгской стороне на мысу Стирсудден огонь начал класть и во всю ночь непременно горит".
В 1805 году на мысу решили поставить башню - правда, тогда еще неосвещаемую. Однако появилась она здесь лишь в 1815 году.
Первый маяк в современном его понимании построили в 1873 году. Каменная восьмигранная башня белого цвета была высотой всего 15 метров, однако благодаря уровню самой возвышенности огонь светил на высоте 35 метров над уровнем моря. Увидеть его моряки могли за 10 миль.
История старого Стирсуддена трагически оборвалась во время Советско-финляндской войны. Последняя запись в вахтенном журнале финских смотрителей сделана 2 декабря 1939 года: «В 18 часов я получил приказ военных властей взорвать маяк. Э.Ф. Виркки».
После войны мыс снова стал территорией СССР. Новый — деревянный — маяк построили только в 1945 году, а в 1954 году ему на смену пришла уже железобетонная башня высотой около 28 метров. Сегодня подмигивающий Стирсудден можно увидеть с корабля аж за 21 морскую милю от мыса.
Второй этап экспедиции: маяк форта “Красная горка” и Шепелевский маяк
Во время второго этапа экспедиции него нам довелось посетить 2 маяка: маяк форта “Красная горка” Шепелевский маяк. Последний расположен на южном берегу Финского залива. Он был построен еще в 1910 году и ни разу не реконструировался. Представляете? С 37-метровой высоты маяка открывается потрясающий вид на море, которым не устают любоваться смотрители... Кстати, один из служителей маяка работает здесь уже 25 лет! Не беспокойтесь, все эти годы он не был одинок – маячники живут здесь целыми семьями. Считается, что супружеской паре легче перенести все тяготы жизни на отдаленном полуострове. Поэтому на Шепелевском маяке сейчас живут и работают четыре семьи.
Жизнь на маяке не из простых. Зимой его атакуют ледяные торосы – нагромождения льда по 10-12 метров высотой. Осенью маяк иногда затапливает. Тогда связь с большой землей возможна только на “шишиге” – легковушки сюда не проедут. Но самое впечатляющее – это восходы и закаты… Представьте себе огромный огненный шар на чистом, безоблачном небе… Красотища!
Третий этап экспедиции. Маяки Ладожского озера: Осиновецкий, Стороженский и Свирский.
Первая остановка – Осиновецкий маяк, построенный в 1905-1910 годах. Он занимает 9-е место в топе самых высоких «традиционных» маяков мира! Еще бы, ведь его высота – 74 метра. К сожалению, внутрь нам попасть не удалось – ремонт. И его результаты уже заметны: совсем недавно он был без штукатурки, а сейчас над озером возвышается яркий красно-белый великан.
Дальше мы направились к Стороженскому маяку. Интересно, что самый первый маяк на этом месте был построен еще в 1800 году и впоследствии трижды перестраивался. Деревянные конструкции были ненадежными, поэтому в 1906 году появился каменный маяк высотой 71 метр.
К сожалению, в Свирский маяк нам также попасть не удалось – очень уж высокие волны. Маяк труднодоступный, хоть и стоит на берегу. Поэтому добраться можно либо по воде в хорошую погоду, либо по узкой 15-километровой тропинке от ближайшего населенного пункта. Построили его в 1908 году. Сейчас смотрителями маяка работает семья из трех человек.
Кстати, почитать о путешествии подробнее можно тут: https://www.spb.kp.ru/daily/27009/4071290/
Лайфхак от проекта «Маяки Ленобласти»
А тем, кто только собирается в путешествие, Лайфхак от проекта «Маяки Ленобласти».
Не влюбиться в маяки невозможно. Побывав здесь однажды, хочется возвращаться вновь и вновь. Однако путешествие к воде или просто на природу - это не только красота, но и испытание для автомобиля. Ведь там, где есть влага, будет и ржавчина. Защитить машину поможет своевременная антикоррозийная обработка. Пройти ее можно, к примеру, в компании KROWN. Здесь разработали уникальную технологию такой обработки. Прозрачный и бесцветный состав наносится специальным оборудованием
на днище автомобиля, предотвращает появление новой ржавчины и борется с уже существующей. Кроме того, средство убирает проблемы с электрооборудованием и смазывает механизмы. Помимо защиты, такая обработка снижает расходы на эксплуатацию автомобиля.
А главное — антикоррозийная обработка занимает всего два часа. Как на мойку съездить!
Ну а если поездка к маякам, на залив или просто на природу оказалась спонтанной – можно взять с собой средство T30 от Krown. Оно защищает металлические, медные и алюминиевые детали, узлы и агрегаты авто от коррозии, создавая устойчивую тонкую пленку и отталкивая влагу.
Отличных путешествий!