Многие не только любят классические «Мерседесы», но даже благоговеют перед легендарными моделями. Об этом недвусмысленно намекает активность клубов владельцев машин немецкой марки: за последний месяц состоялись две встречи — мы побывали на обеих. Увидев на мероприятии аккуратный Mercedes-Benz W123 в кузове универсал, не смогли отказаться от удовольствия рассказать об автомобиле. К счастью, хозяин авто тоже был не против.
«Уже не то время, когда можно найти W123 в хорошем состоянии»
Mercedes-Benz в кузове W123 — предшественник современного E-Class. Серия «сто двадцать третьих» включала обилие модификаций кузова, таких как классический четырёхдверный седан, универсал, купе-хардтоп, а также семиместный седан с откидными сиденьями. За девять лет производства бренд выпустил без малого 2,7 миллиона экземпляров.
В центре сегодняшнего материала — универсал S123 выпуска 1984 года. Сейчас автомобиль эксплуатируют студент Иван и его брат Вадим. На протяжении нескольких лет парни восстанавливают машину вместе со своим отцом.
— Мой папа в 2007 году выкупил два «Мерседеса» у своего брата. Тогда этот универсал был ещё бензиновым, но в придачу к нему отец приобрёл и дизельный экземпляр. В 2008-м сюда установили дизельный двигатель: папе нужно было ездить в Россию на работу, а бензиновый мотор очень неплохо кушает. «Жучки» появлялись, но отец устранял их без особого фанатизма. Когда необходимость в командировках отпала, машина прописалась в гараже. Стояла год, два, три… даже аккумулятор уже испортился.
Подзарядили — завелись, а значит, до дачи можно доехать. В таком темпе и использовали универсал. Когда мы с братом подросли, отец предложил продать Mercedes-Benz. Но не решились: столько детских воспоминаний связано с машиной! В итоге определились: нужно дать W123 вторую жизнь и сделать его пободрее.
— В 2020-м мы начали работать над «Мерседесом». Сперва полностью разобрали, оставив силовую конструкцию, подвеску и двигатель. Все стёкла, двери и хром демонтировали для восстановления. Собирали тоже достаточно долго. В Минск выехали впервые в прошлом году.
— Конечно, на кузове имелись не только «жучки», но и дырки. Самые страшные места — под ногами водителя и пассажира. Не сказать, что это были катастрофические проблемы. Абсолютно большая часть металла пребывала в хорошем состоянии.
Ставились латки на заднем правом крыле, а переднее левое менялось — заказывали итальянское. Правда, у них есть проблемы с зазорами. Возле двери не всё сходилось, поэтому пришлось самостоятельно корректировать форму крыла, — поясняет Иван. — По мелочи подваривались двери: в них также расшивали швы.
С завода универсал окрашен акрилом, но мы уже решили покрасить «база под лак». Так и блеск лучше, и ЛКП не становится матовым. Оригинальный цвет — только с подбором. Мы подумали, мол, всё равно подкрашивать когда-то придётся, поэтому взяли Toyota 040: краска ходовая и всегда в наличии. Незнающий человек и вовсе не определит, что тон отличается.
— По сравнению со многими W123 наш был изначально в довольно неплохом состоянии. Думаю, его спасло то, что стоял бензиновый мотор объёмом 2,3 литра: универсал не мучили, не возили картошку и не тягали двухтонные прицепы. Фаркоп мы с отцом устанавливали с донора.
— Здесь стоит трёхлитровый дизельный двигатель — простенький и без турбины, зато едет! Расход по трассе — около 8 литров топлива, а по городу — 10—12 л. Иногда не хватает пятой передачи, но со временем мы с этим смирились. В любом случае комфортно на 90—100 км/ч, а быстрее на W123 ехать и не хочется, — отмечает парень.
Термометр оригинальный — такие устанавливали в богатые комплектации Mercedes-Benz W116
— С завода здесь стояла обычная телескопическая антенна, но мы нашли электрическую — выезжает с кнопки. Немец, первый хозяин, дооснастил салон: добавил сюда от Mercedes-Benz W116 термометр.
Сетка-шторка числится в комплектации, однако её не было, тоже пришлось искать отдельно. Обнаружили на разборке за 20 долларов. Пускай она не синяя, отличается от цвета салона, зато оригинальная!
— Из интересного — в нашем «Мерседесе» рабочая гидроподвеска. Она здесь ещё заводская. Да, одна стоечка слегка подтекает, но рассчитываю этим летом её починить. Нашёл на американском форуме чертежи по разборке стойки, поэтому, надеюсь, обойдётся заменой резинок.
Нам сильно повезло, что в неплохом состоянии оказался донор. Многие запчасти до сих пор используем. Даже корыто люка было слегка ржавым, из-за чего он немного протекал. Заменили с донора — сейчас всё герметично. По мелочи, но запас пригождается.
— В плане подвески нехватки расходников не испытываем — вопросов нет. Если нужна мелочовка по салону или ещё какая — только разборки. Причём у многих «разборщиков» комплектующие валяются на улице как ненужные. Больно на это смотреть.
Некоторые детали можно встретить и в крупных магазинах. Они невостребованы, поэтому их продают задёшево. К примеру, один тормозной диск достался мне за 50 рублей. Осталось дождаться второго, — с улыбкой произносит Иван.
— Задние фонари довольно редкая вещь. Они страдают при любом маленьком ДТП. Правый склеивали из двух комплектов, левый нашли целый — за 10 долларов. Я бы не называл затраченную сумму, ведь восстановление не заканчивается.
— Многие однокурсники не понимают, почему мы так любим эту машину. Для них она старая и непонятная. Хотя в основном окружающим наш «Мерседес» поднимает настроение — люди очень позитивно реагируют.
Забавляет, что в на авторынке или даже на светофоре водители из соседних машин предлагают забрать не глядя за две-три тысячи долларов. Конечно, мы не продадим. Уже не то время, когда можно найти W123 в подобном состоянии, — добавляет парень.
«Достойное качество кузовных и малярных работ!»
Как уже рассказал Иван, кузов 39-летнего Mercedes-Benz приходилось точечно ремонтировать с использованием сварки. Так если универсал не «капсула времени», то зачем изучать его состояние с экспертом? Ответ прост: машину сделали в ту эпоху, когда при производстве использовали настоящий металл и проектировали на века. Не отметить это было бы ужасным упущением.
Вместе с владельцем отправляемся в центр антикоррозийной защиты KROWN. Денис Зудов, специалист сервиса, уже готов к осмотру автомобиля.
— В машину, очевидно, вложено немало денег. Толщиномером проверили слой ЛКП — шпатлёвка по кузову присутствует. То больше, то меньше: от 250 и до 2 500 микрон. Зачастую это бывает, когда малярные работы выполняли за один раз. Специалисты обычно наносят шпатлёвку, выравнивая всю поверхность элементов перед покраской. Качество самих работ, кстати, очень достойное. Если покраска проведена плохо, то многие нюансы вылезают уже через полгода. Эксплуатируй владелец машину зимой — некачественная «малярка» проявилась бы ещё раньше.
Опять же, по кузову нет мест, где толщиномер не пробивал бы через шпатлёвку, то есть слой не больше 3 мм. Одним словом, машину окрасили неплохо! — делится наблюдениями эксперт. — На правой стороне, кстати, шпатлёвки поменьше. Значит, сами кузовные элементы были ровнее.
— Даже вваренные кусочки незаметны, то есть сделано аккуратно. Просадки и сварные швы не видимы. По низу уложен гравитекс, а внутри — без острой границы. Выходит, мастер работал толково.
— Что касается самого кузова, то на внутренней части колёсных арок всё ещё присутствует заводская обработка — антигравий. Визуально в адекватном состоянии. Пожалуй, стоит задуматься о каком-либо пластиковом подкрылке, который будет закрывать внутреннюю часть арки.
— В основном они все крепятся саморезами, — парирует Иван. — Из-за этого крыло жалко.
— Согласен, жалко. Однако слой грязи, скапливающийся по кромке, — это тоже не хорошо. Она залетает в конструктивный карман. То же самое касается полостей в передней части крыла, которые открыты и выходят под передний бампер, — туда также набрасывает. Такой пресс из грязи будет накапливать влагу и может создать благоприятные условия для коррозии.
Как профилактика — чистка на мойке высокого давления или самостоятельно щёткой. Ещё возможно нанести антикоррозийный состав, чтобы грязь не напрямую касалась кузова.
— Внешне заметно, что саму арку после ремонта обрабатывали: по кантику уложен густоватый барьерный «антикор». Это одна из причин, почему автомобиль до сих пор жив, — заключает Денис.
— Водительская дверь пережила ремонт со снятием заводского кузовного герметика. Его перекладывали по новой. Дверь обрабатывали масло-восковым составом — есть жирные подтёки.
Опять же, это хорошо. Если осталась часть ржавчины, которая очистилась не до конца, то она будет остановлена за счёт влаговытесняющего эффекта. Учитывая, что кузовному ремонту два года, вновь стоит сделать комплимент мастеру: когда под герметиком остаётся коррозия, нюансы проявляют себя через три месяца. Здесь всё окей!
— Проёмы окрашены, а на порогах расположена защитная накладка, закрывающая всю плоскость, куда обычно приходится ущерб от обуви. В современных автомобилях она воплощена хуже. Конечно, под пластик могут забиться песок и камушки, перетирающие ЛКП, но это реально предотвратить. В любом случае накладку инженеры продумали.
— Задняя дверь также в идеальном состоянии. Если придираться: герметик здесь можно было разложить аккуратнее, более эстетично. Однако это капля в море. Задняя колёсная арка забивается сильнее, чем передняя, — таковы законы аэродинамики. Владельцу стоит обратить на это внимание, потому как в перспективе подобное приводит к коррозии.
Заводская обработка внутренней части арки также на месте. Следов ржавчины не видно, или они спрятаны под слоем антигравия — такое тоже может быть.
— Кромка крышки багажника в идеальном состоянии. Единственный нюанс — при кузовном ремонте одно дренажное отверстие справа закрыли слоем краски. Об этом нужно помнить, ведь через него отводится влага. Никаких следов коррозии нет.
— По правой стороне с колёсными арками симметричная ситуация — нужно не забывать их чистить. Интересное решение производителя — добавить заглушки с обеих сторон порога. Получается, что без изготовления дополнительных технологических отверстий его можно обработать по всей длине, если, конечно, нет усиливающих стенок.
«Найдите машину, где тормозные трубки отходили 40 лет и 500 тыс. км пробега»
Завершив осмотр внешней части кузова, эксперт рубрики перешёл к самому интересному — изучению днища 39-летнего универсала. Жива ли силовая конструкция?
— Многострадальный поддон принимал на себя все тяготы и лишения эксплуатации. За ним тоже рекомендую следить, ведь каждый удар может стать для него последним.
— Видно, что лонжероны локально подкрашивались, и точечно из-под краски просматривается коррозия. Их, кстати, не обработали, хотя данным элементам это не помешало бы. Внутри состав залит, а по наружной части они абсолютно сухие.
— Любопытно! У машины до сих пор родные пороги: все заводские заглушки на месте. Можно лишь оценить их качество: за столько лет сохранились! При демонтаже заглушек скрытые полости доступны для обработки.
Сами пороги достаточно сложной формы, поэтому переваривать их целиком очень тяжело — попробуй хорошо выгнуть металл близко к заводскому состоянию! Плюс цена такого ремонта будет космической. Думаю, эту часть силовой лучше максимально сохранять. В крайнем случае тоже при помощи сварки ставить латки.
На пороги нанесён незаводской гравитекс, поэтому оценить их реальное состояние не представляется возможным. Только если слой начнёт облезать, станет более понятно.
— Пороги полностью пескоструились, а после окрашивались и обрабатывались, — добавляет Иван.
— Если так, то это грамотное решение.
— По самому днищу присутствует ряд небольших латок, наложенных с использованием сварки. Не глобальные, однако они есть. Поверх отремонтированных мест нанесена мастика.
— Сам кузов, несмотря на несколько латочек, абсолютно живой! Есть точечная коррозия, к примеру в задней части — кармане под багажником и за бампером, но ничего ужасного. Мелочи, учитывая возраст автомобиля.
— В скрытой полости всё-таки присутствует поверхностная коррозия. Видим и вспоминаем, что автомобилю почти 40 лет. Внутри лонжеронов нет такого обильного защитного состава, как в кузовных элементах. Стоит уберегать сварные швы от ржавчины проникающим «антикором», когда стоит задача сохранить машину.
Здесь и так много всего сделано, однако осталось лишь несколько шагов: нанести состав на днище, в скрытые полости и во все технологические отверстия. Барьерный будет засыхать, поэтому использовать только проникающий!
— На тормозные трубки стоит обратить внимание. Краска довольно сильно шелушится — возможно, вскоре потребуется их замена. Тем не менее все трубки заводские — найдите машину, где они отходили 40 лет и полмиллиона километров пробега. Китайским авто такое и не снилось.
— Следы обработки капота изнутри тоже присутствуют. Прикольная функция — открытие капота в сервисном режиме, то есть при необходимости можно поднять двигатель. В моторном отсеке всё архаично и просто.
— Могу так сказать: машина красивая и редкая. Подобных на рынке продаются единицы. В основном это выставочные экземпляры, которые как можно дольше должны оставаться в одних руках. Конкретно данное авто имеет хорошо восстановленный кузов. Улучшить его защиту никогда не будет лишним. Предположу: если её выставить сейчас на продажу, то за $8 000 какой-нибудь «псих» заберёт, — на позитивной ноте резюмирует Денис.
_____________________________________________
Авторизованный центр антикоррозийной защиты KROWN выражает благодарность av.by за помощь в подготовке материала.
Автор статьи: Ян Богданович
Фотограф: Алиса Зацаринная
Статья av.by